САВАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

   Оглавление А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я Общепринятые сокращения  Выход 

-- И --


ИГРА
Вид человеческой деятельности. Добровольное действие, ограниченное временем и местом (игровое поле), совершаемое по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем (действии) самом, сопровождаемое чувствами: напряжения, радости, "иного бытия", нежели "обыденная" (реальная) жизнь. Й.Хейзинга

ИГРА КОМПЬЮТЕРНАЯ
Техническая игра, в которой игровое поле находится под управлением компьютера и человека, и воспроизводится обычно на экране дисплея. см. Виртуальная реальность.

ИДЕНТИФИКАТОР (англ. identifier - именование, Имя)
1) Знак, символ, служащий для обозначения взаимосоответствующих объектов, предметов.
2) Строка символов, служащая для обозначения видов, типов даных, имен, меток в языках программирования.

ИЗБЫТОЧНОСТЬ
1) В Теории информации. Мера возможного сокращения дискретного сигнала (без потери информации ) за счет использования его вероятностных характеристик.
2) В технике. Введение в систему, сигнал и пр. дополнительных состовляющих (сверх необоходимого) с целью повышения надежности и работоспособности.

ИМЯ
Слово,(код) используемое для обозначения объекта, для отличия этого объекта от других ему подобных.

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)
1) Логическая операция отрицания. "Не...". Истинно не А.
2) Логическая операция в алгоритмических языках программирования.

ИНВЕРТОР
1) В аналоговых вычислительных машинах - аналоговый функциональный блок структурного типа, в котором выходная величина y(t) с входной величиной x(t), являющиеся функциями времени,связаны зависимостью y(t)=-x(t);
2) В цифровых вычислительных машинах -логический элемент, выполняющий логическую операцию отрицания (инверсию).

ИНДЕКС (лат.index - реестр имен)
1) Числовой или буквенный указатель системе какой-либо классификации, которым снабжаются обьекты одного класса, типа для того, чтобы отличать их друг от друга.
2) В языках програмирования. Способ обращения к элементам массивов.

ИНДЕКСИРОВАНИЕ
1) В Информационно-поисковых системах.
Присвоение документу (запросу) набора ключевых слов или кодов, служащих указателем содержания документа (запроса) и используемых для информационного поиска.
2) В языках програмирования. Операция, способ обращения к элементам массивов.

ИНДИКАТОР (лат. indicator - указатель)
Прибор (устройство), отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого  технического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком.

ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ
1) Подача команды на выполнение необходимой работы.
2) В языках програмирования. Операция присваивание переменным первоначальных значений перед вычислениями.

ИНСТРУКЦИЯ (лат. instructio - наставление, англ.instruction -  команда)
Предписание, определяющее шаги процесса выполнения программы.
Содержит:
Код выполняемой операции, Операнды или их адреса, Адрес куда нужно поместить результат.

ИНСТРУМЕНТ
Технологическая оснастка, обьект предназначенная для воздействия на предмет труда с целью изменения его состояния.

ИНТЕГРАТОР см. Устройство интегрирующее.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ СХЕМА см. Схема Интегральная

ИНТЕЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ
1) В программировании.
Изучение возможности создания программ с интелектуальными способностями (решение задач с неизвестным заранее алгоритмом решения).
Нисходящий ряд  -  представление  знаний и алгоритм логической обработки (реализация человеческого мышления)
Восходящий ряд - электронная реализация естественных нейронных систем.
2) Направление исследований в различных областях знаний по созданию искусcтвенных обьектов с интелектуальными способностями.
Состав:
-
- Теория ситуаций.
Проблемы и задачи ИИ:

- Обучение;
- Природа языка, Понимание естественных языков;
- Чувственное восприятие (распознавание образов);
- Функционирование Человеческого мозга, сознания.
- Моделирование рассуждений
Области применения:
- Игры;
- Логический вывод и доказательства;
- Обучение;
- Понимание естественных языков;
- Чувственное восприятие (распознавание образов);
- Функционирование Человеческого мозга, сознания .

ИНТЕР... вне

ИНТЕРАКТИВНЫЙ (англ. interactiv - внешне активный)
1) см. Диалоговый
2) Режим работы системы при котором она всегда откликается на действия человека (оператора).

ИНТЕРПРЕТАТОР (англ. interpreter)
Языковой процессор которой построчно транслирует текст программы на языке высокого уровня и одновременно выполняет ее.

ИНТЕРФЕЙС (англ. interface - внешнее лицо, граница, сопряжение)
1) Граница раздела двух систем.
2) Способ представления системы, устройства во вне.
3) Средства и способы установления и поддержания информационного обмена между различными системами.
4) Характеристика взаимосвязи двух програмных едениц.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Информационный процесс, охватывающий все стороны общественной жизни. Основная задача: предоставление свободного широкого доступа всех желающих к любым видам информации.

ИНФОРМАТИКА
Совокупность науных и  технических  дисциплин  изучающих информацию и процессы с ней происходящие (сбор,  передача, хранение,  обработка и управление). Слово И. появилось в 70-х гг. До этого научное направление называлось кибернетикой.

     Основные направления информатики.
1. Теоретическая информатика. (математичекая кибернетика).
- Создание матмоделей процессов информатики, в основномдискретных, средствами дискретной математики.
ДИСЦИПЛИНЫ:
а) На основе математической логики
методы обработки И:
- Теория алгоритмов
- Теория параллельных вычислений
методы анализа работы К:
- Теория автоматов
- Теория сетей Петри
б) Вычислительная математика и геометрия, программирование
в) Теория информации
Теория кодирования
г) Системный анализ
- Общая теория систем
- Имитационное моделирование
- Теория массового обслуживания
д) Принятие решений
- Теория принятия решений
- Теория игр
- Математическое программирование
- Исследование операций
2. Кибернетика.
- ТАУ Теория автоматического управления
- ТОС Теория оптимальных систем
- Теория  адаптивных  и  обучаемых  систем  (см.Самоп-
риспосабливающиеся (адаптивные) Системы)
- Теория устройств дискретного действия
- Теория построения Вычислительных систем
- Гомеостатика - достижения равновесных состояний  при
воздействии многих факторов
3. Программирование на ЭВМ.
- Системное
- Сетевое
- Системы (языки) программирования
- Прикладное (СУБД, Электронные таблицы, Базы знаний)
4. Искуственный интелект.
- Теория ситуаций и др.
5. Информационные Системы (работа с документами).
- Анализ потоков информации в обществе.
- Способы хранения, формальных языков описания информации.
- Автоматическая обработка с удержанием и извлечением смысла.
- Создание информационно-поисковых (библиотечных) систем.
- Создание сетей хранения.
6. Вычислительная Техника.
7. Информатика в природе и в обществе.
- защита информации
8. Виртуальная Реальность.

ИНФОРМАЦИИ КОЛИЧЕСТВО
Числовая характеристика сигнала. Характеризует уменьшение степени неопределенности системы, после получения данного сигнала.
Еденица измерения количества информации - Бит (от англ. bit: bindry digit - двоичная единица) - информация необходимая для различения двух равновероятностных событий.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
1) В широком смысле
Совокупность технологических элементов
(Специалисты, инструменты, материал, методы)
используемых для работы с информацией
(сбор,  передача, хранение,  обработка и управление).
Сбор
Передача, Связь
- Речь, Устный расказ;
- Язык, как знаковая система хранения и передачи информации,
Книги, Почта,
- Системы электрической, оптической и радио связи.
Телеграф, Телефон, Радио, Телевидение, Компьютерные сети.
Хранение
- Язык, как знаковая система хранения и передачи информации,
Книги,
- Системы механического, электрического, оптического и др. хранения
Обработка
- Пальцы;
- Камешки, палочки, кости;
- Абак (древний Египет), Калькули (древний Рим);
- Счеты;
- Логарифмическая линейка;
- Механические счетные машины.  1642г.
- Арифмометры.  1878  г.
- Электромеханические счетные машины (релейные); 1937
- Электронные вычислительные  машины (компьютеры); 1945
Управление
- Ручное
- Полуавтоматическое (АСУ)
- Автоматическое (САУ)

2) В узком смысле. Новые информационные технологии.
Применение современной электронной техники для обработки информации.
- Системы электрической, оптической и радио связи.
- Системы электрического, оптического и др. хранения
- Электронные вычислительные  машины (компьютеры); 1945
Основные Проблемы:
- Совершенствование программирования
- Разработка Человеко-машинных интерфейсов (см. Виртуальная реальность, Мульти-медиа)
- Искуственный Интелект

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НОВАЯ
(См.Информационная Технология 2.)

ИНФОРМАЦИЯ (лат. Informatio - сообщение, сведения,)
Существует три подхода к понятию информация по восходящей абстракции:

1) Традиционный:
- Сообщение, Свединия о событии, Содержание сообщения или сигнала.
- Сведения,рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте.
И. = Знания человека ->
Знание фактов (что)
Знание правил (как)

2) Предметный:
Формально-кибернетический:
- Обозначение содержания, полученного из внешнего мира
в процессе нашего приспособления к нему наших органов чувств (Н.Винер)
- Управляющее решение.

Физический:
- Величина обратная Энтропии - определенность, упорядоченность, структуированность системы.
Биологический:
- Различия, разнообразия в природе              (У.Эшби)

3) Философский
- Отражение в обьектах живой природы внешнего живого и неживого мира (обьектов и отношений).
- Категория различия, разнообразия              (У.Эшби)
Свойства И:
- управляет построением структур (чертеж);
- сохраняется в пространстве-времени;
- передается;
- изменяется (в "разрешенном пространстве");
- перерабатывается;
- активизируется. (д.т.н.Шилейко А.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС).
1) Система выполняющая информационные процессы.(кибернетическое) 2) Система поиска информации (информационно-поисковая система) по заданым ключам, параметрам в каталогах, библиотеках, банках данных.

ИСПОЛНИТЕЛЬ
Человек или автомат выполняющий Алгоритм.
= ЭВМ + Программа (работает под управлением пользователя).
Исполнитель определяется со следующих позиций:
- среда - И обстановка
- режим работы - как выполняются команды
- система команд
- структура данных - конкретное представление И в данном исполнителе

Сайт управляется системой uCoz